Иван Класнич – человек года по версии авторитетного немецкого футбольного издания Kicker. История Вани никого не может оставить равнодушным. Подвергшись первой трансплантации почки в январе минувшего года, а затем повторной и, к счастью, удачной в марте, в декабре хорват вновь вышел на поле. И забил. Дважды. 2007 год – год, изменивший Ивана.
"Возникает чувство страха перед неизвестностью, когда не знаешь, что будет завтра". Класнич не знает, кому принадлежит эта цитата, однако считает, что более подходящая фраза, описывающая реальное положение дел - " Я не боюсь неизвестности, иначе бы мне не хватило бы смелости решиться на все это".
Иван, возвращение которого стало настоящей сказкой, сидит в кафе на берегу Везера. Заказывает фруктовый чай. «Только, пожалуйста, с мёдом!» - восклицает он. Раньше, перед ударом судьбы, который заставил всех болельщиков «Вердера» сопереживать нападающему, он бы заказал какой-нибудь сладкий как сахар безалкогольный напиток. Маленькое различие, которое, однако же, так много говорит о переменах в жизни Ивана. Второй жизни, которая дала ему третья почка. «Это моя вторая жизнь и как футболиста», - добавляет Класнич. Вторая жизнь – и второе прозвище. На смену привычному «Киллер» пришло более благозвучное «Феномен».
Иван пьёт чай и размышляет. Гадает, кто мог сказать ту самую фразу. Когда узнает, что её автор – Алонзо Моурнинг, баскетболист, также успешно справившийся с пересадкой почки, замечает: «Окей, вероятно, он сказал это сразу после операции».
Конечно, Иван вполне может лукавить, что подобные чувства не одолевали его ни разу за время болезни и восстановления. Точно об этом он говорит не хочет. «И да, и нет», - уклоняется хорват и продолжает разговор. «Я хотел доказать, что даже после такой тяжёлой болезни можно вернуться, я хотел стать образцом, примером мужества для всех больных. У меня была цель, и я хотел непременно достичь этой цели», - примерно в таком ключе высказывается Класнич. И начинаешь верить, что в его душе не было места страху и неуверенности, не было никаких препятствий к достижению цели. Не было подавленного настроения.
Гамбургский юноша с хорватской кровью, на возвращение которого немногие рассчитывали, поверил в себя и достиг желаемого. «Я заставил замолчать скептиков», - гордо подчёркивает Иван. «Я ни в коем случае не хочу, чтобы меня считали больным», - заявляет он в самом начале беседы. На месте, где бомбардиру была вживлена почка, установлена защита из стеклопластика, но хорват не рассчитывает на какое-то особое внимание, а только на «корректность противников».
Появление нового органа в теле Класнича диктует новый распорядок дня. Теперь Иван не может употреблять ничего спиртосодержащего, а также должен принимать сильные медикаменты. Это помогает его иммунной систему «ужиться» с инородной почкой. «Я могу с этим жить, у меня есть навык», - утверждает 17-й номер «Вердера». Класнич мыслит совсем как гонщик Ники Лауда, который сказал однажды: «Жизнь без ограничений так возможна». Но это требует большого количества энергии и честолюбия. «Тот, кто знает меня, тот в курсе, насколько я честолюбив», - говорит хорват.

Но вернёмся к истории болезни. Борьба за жизнь и карьеру Ивана начинается, когда при казалось бы безболезненном удалении аппендицита, появляются проблемы с почками. Нападающий с переменчивым успехом, но продолжает играть. А вскоре теряет место в составе. Класнич говорит, что клуб знал о его болезни, но сам вспоминает о другом: «Я получил немного шансов. А без практики нельзя требовать и результат».
Драма постигает Ивана в момент счастья – на свет только-только появляется маленькая дочь, Фабиана-Коллин, первенец в чете Класнич. И вдруг возникает информация о том, что его карьере может наступить конец. Ошеломляющий диагноз –почки Ивана больше не могут функционировать. Класнич становится одним из 10 000 человек в Германии, нуждающихся в донорской почке.
И таким донором для Вани становится его мать Зима. Она жертвует свою почку для сына. Трансплантация проходит в одной из клиник Бремена. Однако организм Класнича отторгает чужой орган. «И всё же я перехитрил судьбу позже», - говорит по прошествии почти года Иван. Второе вмешательство в Медицинском Институте Ганновера у признанного во всём мире специалиста Юргена Клемпнауэра удается, и дарованная уже отцом Ивана почка приживается. Более того, по словам медика, остаётся надежда на возвращение Ивана в большой спорт.
После этих испытаний мировоззрение, ценности Ивана претерпевают серьёзные изменения. «Мне было важно здоровье», - говорит Иван, и отмечает, что карьера тогда отошла на второй план. «По фигу, если бы мой контракт не продлили, речь шла только о моём здоровье. Если что, я бы повесил бутсы на гвоздь».
Но ведь не повесил. Класнич с неослабевающей силой воли и неистощимым рвением играть приближает своё возвращение в большой футбол. Он проходит длительный, утомительный курс реабилитации. То, что простые пробежки даются Ивану с трудом, ни для кого ни секрет. «Я ведь не скаковая лошадь, я – футболист». И всё же Иван должен был бежать. Бежать вперёд к своему будущему, к своей жизни, к своей карьере.
«Бывало, что я выходил из себя» - признаётся хорват. Не хватало терпения, когда подготовка шла слишком медленно. В такие моменты Иван даже думал о завершении карьеры. Йенс Бойлке, тренер футболиста по физподготовке вспоминает, как доверявший ему Класнич в сердцах сказал: «Йенс, я больше не могу. Я снова хочу играть».
И вот долгожданное возвращение. Томас Шааф и Клаус Аллофс и не рассчитывали на такие темпы. Но невероятная, движущая Иваном сила позволила сделать выход на поле в декабре 2007-го реальным. А ведь еще до этого Иван начинает выступать в дубле, где наибрает былую форму.
«Всё продолжается. Всегда нужно делать шаг вперёд». И вот, в последней игре года с «Байером» Класнич выходит на поле в основном составе. Делает дубль, отдаёт голевую передачу – и вносит решающий вклад в победу над леверкузенцами – 5:2. Класнич – безоговорочно лучший игрок матча. «Это для него лучший рождественский подарок», - даёт высокую оценку хорвату Шааф. «Невероятная история», - восхищается спортивный директор проигравших, экс-бременец Руди Фёллер.
В Бремене часто говорят о чудесах, об удивительных результатах. Иван Класнич – настоящее олицетворение чуда. Первый в мире профессиональный футболист с тремя почками, уникум, достойный попадания в Книгу Рекордов Гиннеса. Наследник американской звезды баскетбола Моурнинга и регбиста Джона Лому из Новой Зеландии.

Чай. В полном покое, осторожно, задумчиво, Иван пьёт свой чай. Не так как раньше. Теперь за столом человек, который не просто прошел воду, огонь и медные трубы. Он развился как личность и теперь принимает решения более обдуманно, спокойно. Это по-настоящему зрелый человек, излучающий внутреннюю невозмутимость.
Изменения видны невооружённым глазом. Имевший прежде проблемы с избыточным весом, нападающий стал более внимателен к данному аспекту. В данный момент весы показывают 82 киллограмма, хотя раньше стрелка часто колебалась в районе чёрточки с цифрами «3» и «5». Для обычного человека разница небольшая, но для футболиста она играет важную роль.
Нельзя забывать и о том, что Иван – игрок национальной сборной Хорватии. И уже успел встретиться с ынешним наставником команды, наделавшей шороху в Европе. Несколько хвастаясь, что можно ему позволить, Ваня говорит: «Я верю, скоро я буду играть у Славена Билича».
Вера. Для Класнича – не просто слова. Как и благодарность. Несмотря на всю шумиху вокруг своего имени и интерес со стороны жёлтой прессы, брызгающей броскими заголовками, Иван не раздражается. Он теперь выше этого. О своем чудесном исцелении он говорит так: «Люди знают, кого я должен благодарить». В первую очередь, это семья Ивана, его жена Патрисия, брат Джозеф, родители, пожертвовавшие по почке ради жизни собственного сына. И, конечно же, Бог. Класнич – истинный христианин, воспитанный в католической вере.
И вера эта помогла Ивану в тяжёлое время. «Там, наверху, точно кто-то есть, и он помогает, даже если иногда кажется, что это не так», - философствует он. И как не верить в чудеса после этой драматической истории со счастливым концом, по которой вполне можно снимать фильмы.
С возвращением, Иван!Глеб Слесарев